Понятийный аппарат «Обеспечение национальной безопасности
в сфере образования Российской Федерации»
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») используются следующие основные понятия:
Национальная безопасность Российской Федерации (далее национальная безопасность) – состояние защищенности национальных инт ересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны
Национальные интересы Российской Федерации – объективно значимые потребности личности, общества и государства ву безопасности и устойчивом развитии
Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации
Обеспечение национальной безопасности – реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности
Угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации
Система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
Национальная безопасность в сфере образования – состояние защищенности субъектов образовательного процесса (личности обучающегося и обучающего) от внутренних и внешних угроз информационного общества массовой коммуникации и глобализации, которое позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение качественного образования, свободу получения информационных ресурсов образовательного назначения, в условиях устойчивого развития Российской Федерации.
Национальные интересы субъектов образовательного процесса в Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей субъектов образовательного процесса в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
Угроза национальной безопасности субъектов образовательного процесса в информационном обществе массовой коммуникации и глобализации – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам граждан в области получения качественного образования, свободу получения информационных ресурсов образовательного назначения, в условиях устойчивого развития Российской Федерации.
Стратегические национальные приоритеты образования в Российской Федерации – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности в сфере образования, по которым реализуются конституционные права граждан в области получения качественного образования, свободу получения информационных ресурсов образовательного назначения, в условиях устойчивого развития Российской Федерации.
Система обеспечения национальной безопасности в области образовании в Российской Федерации – силы и средства обеспечения национальной безопасности:
- силы обеспечения национальной безопасности в образовании – федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства в области образования на основании законодательства Российской Федерации;
- средства обеспечения национальной безопасности в образовании – технологии, а также технические, программные, программно-аппаратные и информационные средства и системы, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования:
– развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;
– повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования
Информационно-психологическая безопасность личности – осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и умения, навыки информационно-психологической самозащиты.
Социальная безопасность – это система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей.
Гражданская безопасность – осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом.
Безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации –взаимоотношение человека с объектами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества
Информатизация подготовки студентов
в области национальной безопасности в образовании
Информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (аналоговой или цифровой формы), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях
Информатизация подготовки студентов педагогических специальностей в области обеспечения национальной безопасности в сфере образовании рассматривается как область научно-педагогического знания, включающая подсистемы обучения и воспитания, которая ориентирована на решения следующих проблем и задач:
- отбор содержания образования, разработка организационных форм, методов и средств обучения адекватно достижениям научно-технического прогресса в области обеспечения национальной безопасности в сфере образования;
- совершенствование научно-методических и технологических условий создания и использования безопасной цифровой информационно-образовательной среды как совокупности научно-методических и организационно-технологических условий информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с интерактивными ресурсами, описывающими основные положения Государственных документов и материалов по стратегическим целям национальной безопасности в сфере образования;
- теоретические и методические основания создания и использования электронного (цифрового) образовательного ресурса и разработка контента интеллектуальных информационных систем по стратегическим целям национальной безопасности в сфере образования, удовлетворяющей педагогико-эргономическим требованиям;
- развитие методологии обучения и воспитания в области обеспечения национальной безопасности в сфере образовании в условиях информатизации образования на основе теорий обучения современного периода развития образования на базе цифровых информационных технологий;
- разработка содержания организационных форм, методов и средств обучения в соответствии с нормативными документами по обеспечению национальной безопасности, а также достижениями научно-технического прогресса современного общества, реализующих интеллектуализацию учебной деятельности субъектов образовательного процесса;
- управление процессом обучения в области обеспечения национальной безопасности в сфере образовании и организация воспитательного процесса в условиях использования информационных ресурсов, информационных систем образовательного назначения, удовлетворяющей педагогико-эргономическим требованиям;
- выявление рисков и разработка мер по обеспечению информационной и технологической безопасность личности в условиях, сохранения здоровья субъектов образовательного процесса;
- развитие воспитательного процесса в области обеспечения национальной безопасности в сфере образовании в условиях цифровой трансформации образования.
Компетентность педагога в области обеспечения национальной безопасности в сфере образования – владение компетенциями как совокупностью знаний в области основного содержания обеспечения национальной безопасности; умений в области реализации средств обеспечения национальной безопасности в образовании; опыта реализации знаний и умений в области основного содержания и реализации средств обеспечения национальной безопасности.
Информационно-образовательная среда –совокупность условий, обеспечивающих осуществление информационного взаимодействия, как между пользователями, так и между ними и интерактивным информационным ресурсом, с помощью средств информационных и коммуникационных технологий, как аналоговой, так и цифровой формы реализации.
Цифровая информационно-образовательная среда (ЦИ-ОС) обеспечения национальной безопасности в области обеспечения образования – информационное учебное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и образовательным интерактивным ресурсом, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной информационной деятельности в области реализации средств обеспечения национальной безопасности в сфере образования, ориентированных на поддержание правовых и институциональных механизмов и ресурсных возможностей государства и общества;
– функционирование организационно-методических средств обеспечения национальной безопасности в сфере образования на основе нормативно-правовых документов;
– развитие познавательной активности обучающегося как активного, гражданина своей страны, принимающего и утверждающего традиционные ценности отечественного образования.
Информационное взаимодействие – взаимодействие между пользователями, основанное на осуществлении процесса передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи информации.
Цифровая информационно-образовательная среда (ЦИ-ОС) обеспечения национальной безопасности в области обеспечения образования
– информационное учебное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и образовательным интерактивным ресурсом, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной информационной деятельности в области реализации средств обеспечения национальной безопасности в сфере образования, ориентированных на поддержание правовых и институциональных механизмов и ресурсных возможностей государства и общества;
- функционирование организационно-методических средств обеспечения национальной безопасности в сфере образования на основе нормативно-правовых документов;
- развитие познавательной активности обучающегося как активного, гражданина своей страны, принимающего и утверждающего традиционные ценности отечественного образования.
Педагогическая продукция, функционирующая на базе информационных и коммуникационных технологий – совокупность программных, программно-аппаратных и информационные средств и систем, предназначенных для образования, которые соответствуют педагогико-эргономическим требованиям
Педагогико-эргономические требования к педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, – комплекс требований, описывающих психолого-педагогические, содержательно-методические, дизайн-эргономические и технико-технологические показатели, обязательные для реализации определенного типа педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий
Учебно-методический комплекс информатизации подготовки для определенной учебной дисциплины – комплекс, в который интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию обучения