Все о поступлении
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

II Международная научно-практическая конференция «Нравственность, гражданственность, патриотизм – основа современного образования»

20-21 февраля 2025 года в Омской гуманитарной академии состоялась II Международная научно-практическая конференция «Нравственность, гражданственность, патриотизм – основа современного образования». Тематика конференции вызвала неподдельный интерес. На конференцию подано 145 заявок – это в два раза больше, чем на конференции 2022 года, в том числе – 44 доклада в очном формате и онлайн участии.

Статус международной конференции подтвержден совместным проведением ее с Международным университетом инновационных технологий (Республика Кыргызстан), участием в работе организационного комитета коллег из Республики Казахстан.

На конференции были представлены многие регионы России – от Москвы и Санкт-Петербурга до Иркутска и Сахалина, от Мурманска до Пятигорска; приняли участие наши друзья из Беларуси, Кыргызстана и Казахстана. В конференции вновь участвуют коллеги из Луганской народной республики, которые в тяжелых условиях военного времени находят силы и время не только обучать студентов, но и заниматься проблемами воспитания. Участие студентов и преподавателей Стахановского инженерно-педагогического института менеджмента – филиала Луганского государственного университета имени Владимира Даля института стало доброй традицией.

Читать полностью

Участников конференции приветствовали: 




Смолин Олег Николаевич, академик РАО, доктор философских наук, профессор, первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по науке и высшему образованию (г. Москва, Российская Федерация);

Хаиров Бари Галимович, доктор экономических наук, заместитель министра промышленности и научно-технического развития Омской области (г. Омск, Российская Федерация);

Бегалиев Улугбек Турдалиевич, доктор технических наук, профессор, ректор Международного университета инновационных технологий (г. Бишкек, Республика Кыргызстан);

Демидова Любовь Анисимовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет» (г. Москва, Российская Федерация);

Саликова Наталья Семеновна, проректор Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).


На пленарном заседании 20 февраля 2025 г. прозвучали доклады, вызвавшие неподдельный интерес:

Лопановой Елены Валентиновны, доктора педагогических наук, проректора по научной работе и международной деятельности (ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия», г. Омск);

Увариной Натальи Викторовны, доктора педагогических наук, профессора (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск);

Амировой Людмилы Александровны, доктора педагогических наук, исполнительного директора Башкирского научного центра РАО, главного научного сотрудника (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа);

Асриева Андрея Юрьевича, доктора педагогических наук, декана факультета педагогики и психологии, заведующего кафедрой социальной педагогики и социальной работы (ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск).




21 февраля работали четыре диалоговых площадки.

В работе диалоговой площадки «Аксиологические аспекты воспитания» приняло участие большое количество студентов и педагогов. Общее количество заявленных докладов – 29.

Очень содержательным был доклад об использовании игровых технологий в практике работы над формированием профессионально-ценностных ориентаций студентов Т. Ю. Алексеевой. Задуматься о роли игровых фильмов в формировании ценностного отношения к спорту, вспомнить, как много фильмов про спорт было снято за последние годы позволило сообщение М. В. Ёлкиной. Доктор психологических наук О. А. Корнилова представила результаты исследования духовно-нравственных ценностей современной молодежи, результаты которого очень заинтересовали слушателей и вызвали огромное количество вопросов к докладчику. Очень интересными и содержательными, дискуссионными были и доклады остальных участников.

Самым ценным в работе секции стало то, что участники говорили о современных проблемах формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, обозначили пути решения некоторых из них.  Участникам секции удалось создать атмосферу живой заинтересованности, организовать содержательную позитивную дискуссию, и поработать достаточно плодотворно.

Плодотворно прошла работа диалоговой площадки «Воспитание и нравственное развитие личности».

Были представлены 7 докладов, с которыми выступили сотрудники ОмГА (И. А.Вишняков, Н. Э.Логинова, А.А.Николаева, М.А.Безденежных), педагог омской СОШ № 113 Ю. В. Бредихина (очно) и бакалавры Самарского филиала ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»  Д. О. Камагаев и Н. А. Санникова (онлайн).

Все выступления (и глубокие теоретические – здесь вне конкуренции был очень интересный, серьёзный и при этом вполне понятный доклад профессора И.А. Вишнякова «Нравственность и безнравственность образовательной среды», и в большей степени практические, представляющие интересный и полезный опыт реальной и уже реализованной/реализуемой воспитательной работы в разных средах и форматах – доклады других участников) были очень живыми, эмоциональными, таким же получилось и их заинтересованное обсуждение. Много вопросов, ответов, перешедших в доброжелательную и продуктивную дискуссию, много хороших идей и предложений, тёплая атмосфера взаимопонимания.

Благодарными слушателями и заинтересованными участниками диалога стали студенты-психологи ОмГА.

Всего же на эту площадку были подано 40 заявок от вузовских и школьных преподавателей, педагогов дошкольного образования, студентов Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода, Самары, Пятигорска, Уфы, Стаханова, Ставрополя, Новороссийска, Гродно и др.

В работе диалоговой площадки «Гражданское и патриотическое воспитание» тон задали учителя школ города Омска. О. В. Сергеева (БОУ г. Омска «Лицей №54) рассказала об организации исследовательской деятельности в учреждении. Л. Н. Корпачева (директор лицея № 54, к.п.н.) показала влияние исследовательской деятельности на формирование гражданственности как осознанной жизненной установки. Вопросы студентов направления подготовки «Журналистика» позволили выступающим перейти к обсуждению проблем современной системы образования, когда именно воспитание становится главным мотивирующим фактором в приобретении знаний. Омская область – многонациональный субъект Российской Федерации, прозвучало в выступлении И.В. Петровой (БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №113»); представленный опыт педагога в преподавании уроков технологии как «энциклопедии жизни» позволил констатировать: на таких уроках формируется гордость за свою малую родину благодаря краеведческому компоненту. Во время дискуссии студенты-журналисты, осмысливая отличительные признаки гражданственности, отметили: это сознательная нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит.

Заключительным выступлением в рамках диалоговой площадки стала позиция д.п.н., психолога-практика, академика Академии психологических наук А. В. Морозова (НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт), который предложил алгоритм формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма в условиях современности, понимаемой как эпоха неопределенности. Его выступление стало логическим завершением диалога по названной проблеме.

 

В работе диалоговой площадки «Воспитание в организации профессионального образования» со вступительном словом об этапах становления и развития системы воспитания в высших учебных заведениях России выступила д. п. н., профессор С.В. Шмачилина-Цибенко. Она отметила, что особого внимания в настоящее время требует воспитание в системе высшего педагогического профессионального образования, поскольку будущие учителя должны стать примером и сопровождением развития нравственных начал личности подрастающего поколения. Высшая школа должна выступать не только как среда подготовки педагогических кадров, но и как институт воспитания, создающий условия для формирования российской педагогической интеллигенции, которая всегда отличалась не только высоким уровнем образованности и интеллекта, но и обладала толерантностью, эмпатией, чуткостью, тактом, добродеянием и др.

Неподдельный интерес у аудитории вызвало выступление профессора О.Н. Лучко с докладом «Подготовка студентов к применению нейросетей в профессиональной деятельности», который представил не только методологию подготовки работы с нейросетями, но и показал на практике, как это технологически грамотно можно организовать и использовать в работе со студентами в процессе обучения, отмечая воспитательные моменты данной работы.

Выступление представителей Российского технологического университета из Москвы Л.И. Гореловой, А.М. Денисова на тему «Волонтерство как средство воспитания социальной ответственности и гражданской активности молодежи» носило практико-ориентированный характер. Наши коллеги показали, как в рамках различных практик, установленных стандартами, можно реализовать такую важную и нужную на сегодняшний день идею, как волонтерство, в воспитании патриотизма, гражданской активности и социальной ответственности молодежи.

Выступление Бобровой М.С. было посвящено организации воспитательной деятельности транспортного вуза во взаимодействии с общественными организациями и социальными институтами. Докладчику удалось раскрыть не только воспитательные технологии взаимодействия курсантов с другими учреждениями, но и показать их практическое применение на практике, акцентирую при этом внимание на специфике организации воспитательного процесса в данном вузе.

Коллеги из Омского авиационного колледжа им Н.Е. Жуковского продемонстрировали воспитательную роль сочинения-рассуждения на уроках литературы в среднем профессиональном образовании, подчеркнув важность воспитания не только творчества, но нравственных качеств в процессе написания таких сочинений-рассуждений.

Таким образом, в процессе работы секции произошло разноаспектное и разноплановое обсуждение воспитания в профессиональном образовании.